Бюро национальной статистики
Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
    Ключевые моменты
    41,8%
    По итогам обследования «Качество жизни населения», проведенного в марте 2023 года, 41,8% респондентов удовлетворены своей жизнью, при этом следует отметить, что их доля больше в сельской местности – 46,5% (в городе – 39,6%). Удельный вес мужчин удовлетворенных своей жизнью больше – 45,4%, чем женщин – 39,5%

    По сравнению с аналогичным обследованием 2022 года уровень удовлетворенности жизнью респондентов вырос на 0,5 п.п. (в 2022г. – 41,3%).Отмечаем, что уровень удовлетворенности жизнью в 2023 году ниже уровня 2021 года на 19,5 п.п. (2021г. – 61,3%).

    Удовлетворенность населения своей жизнью
     2023г.
    Показатели качества жизни

    Своим здоровьем удовлетворены 47,6% респондентов, частично удовлетворены –49,3%. При этом, чем старше по возрасту опрашиваемые, тем ниже доля удовлетворенных своим здоровьем и среди респондентов в пенсионном возрасте таких в 2,6 раза меньше, чем среди возрастной группы 15-17 лет. Вместе с тем, по сравнению с итогами обследования предыдущего года, уровень удовлетворенности респондентов своим здоровьем вырос на 0,4 процентных пункта (в 2022г. – 47,2%).

    Следует отметить, что из предложенного перечня поставщиков основных государственных услуг, более всего респонденты удовлетворены качеством услуг, предоставляемых Центрами скорой медицинской помощи – 56,1% опрошенных.

    Уровень удовлетворенности респондентов своим финансовым положением в текущем году к предыдушему году увеличился на 2 процентных пункта и составил – 34%.

    По уровню материального обеспечения (достатка) 72,2% респондентов отнесли себя к среднему уровню обеспеченности (средний класс), 0,3% респондентов указали низкий уровень обеспеченности и 1% респондентов отнесли себя к высокому уровню обеспеченности. В целом в динамике данного показателя наблюдается рост доли среднего уровня обеспеченности за счет остальных уровней обеспеченности, причем как нижних, так и высоких уровней.

    Основными причинами низкого и ниже среднего уровня обеспеченности домашними хозяйствами отмечаются низкая оплата труда 92,7% и низкая пенсия 1,4%. В зависимости от статуса занятости у работающего населения 94,4% основной причиной назвали низкую оплату труда, в то время как у безработных основной причиной соответственно является отсутствие какой-либо оплачиваемой работы 78,5%.

    Причины низкого и ниже среднего уровня обеспеченности домашних хозяйств в 2023 году
    в процентах
    Всего По типу местности По статусу занятости
    город село работающие по найму самостоятельно занятые безработные
    Всего респондентов 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
    в том числе по причинам*:
    отсутствие какой-либо оплачиваемой работы 0,9 0,6 1,5 0,9 0,8 78,5
    невозможность найти постоянную оплачиваемую работу по месту жительства 0,8 0,4 1,5 0,7 1,3 3,7
    недостаточный уровень квалификации и/или опыта работы 0,6 0,6 0,7 0,6 0,6 1,1
    низкая оплата труда 92,7 93,0 91,7 94,4 93,8 5,1
    низкая пенсия 1,4 1,4 1,3 0,4 0,4 2,5
    низкое социальное пособие 0,9 1,0 0,8 0,7 0,7 0,8
    наличие избыточной долговой нагрузки, связанной с оплатой кредитов и займов, в том числе ипотечных 0,9 0,8 1,0 1,0 1,0 2,0
    недостаточный уровень образования для получения подходящей работы 0,5 0,6 0,4 0,5 0,6 2,5
    наличие социально-неадекватных членов семьи (страдающих от алкоголизма, наркомании и так далее) и/или наличие лиц с инвалидностью в домашнем хозяйстве 0,2 0,2 0,1 0,1 0,6
    плохое состояние здоровья 0,8 1,0 0,6 0,4 0,7 2,1
    чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия (неурожай, пожары, наводнения, потеря близких людей и так далее) 0,0 0,0 0,0 0,0
    утрата имущества вследствие кражи, грабежа, угона скота и так далее 0,0 0,0 0,1
    необходимость присмотра и/или ухода за ребенком (детьми) дошкольного возраста не посещающих дошкольное учреждение 0,2 0,3 0,1 0,2 0,1 1,1
    другая причина 0,1 0,1 0,2 0,1

    По результатам обследования 20,5% респондентов отметили, что имеют возможность самостоятельно приобрести жилье, 40,1% - частично, при этом 22,5% опрошенных указали, что удовлетворены поддержкой государства в приорбритении жилья (улучшении жилищных условий).

    Более половины респондентов (63,4%) указали, что уверены в моральной поддержке родственников или знакомых, при этом сельчанеболее удовлетворены, что при необходимости получат моральную поддержку нежели городские жители (64,8% и 62,7% соответственно).

    О своем положительном будущем в перспективе уверены 42,4% респондентов, предполагают, что будет улучшение в будущем – 34,7%, и лишь 0,8% респондентов думают, что будут жить хуже.

    Электронные таблицы:
    Глоссарий

    Домашнее хозяйство – экономический субъект, состоящий из одного или более физических лиц, проживающих совместно, объединяющих полностью или частично свои доходы и имущество, и совместно потребляющие товары и услуги;

    Качество жизни – междисциплинарное понятие, характеризующее эффективность всех сторон жизнидеятельности человека, уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей, уровень интелектуального, культурного и физического развития, а так же степень обсепечения безопастности жизни;

    Удовлетворенность – позитивная оценка различных аспектов жизни, имеющих особое значение для человека;

    Удовлетворенность жизнью – это способ, котрым люди показывают свои эмоции, чувства, а так же мера благополучия, оцениваемая с точки зрения настроения, удовлетворенности отношениями, достигнутыми целями;

    Депривация - сокращение либо полное лишение возможности удвлетворения потребности – психофизиологические либо социальные.

    Методологические пояснения

    Цель обследования - получение данных о субъективной оценке респондентов, отражающих характеристику уровня жизни населения.

    Обследование по данному модулю является составной частью программы выборочных обследований домашних хозяйств по оценке уровня жизни.

    Обследование проводится во всех областях республики, городах Астана, Алматы и Шымкент. Сбор данных проводится путем заполнения анкет респондентами, при этом респондентами в обследовании выступают по одному члену домашнего хозяйства в возрасте от 15 лет и старше.

    В качестве варианта ответа на вопросы используется шкала удовлетворенности (от 1-го до 10-ти). Данная практика широко используется Евростатом, Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а также рекомендуется Конференцией европейских статистиков, что позволяет обеспечить международную сопоставимость результатов данного наблюдения.

    Шкала удовлетворенности распределена по следующим категориям: шкалы 1-3 – «не удовлетворен», шкалы 4-7 – «частично удовлетворен» и шкалы 8-10 – «удовлетворен», а также присутствовал вариант ответа «затрудняюсь ответить и не применимо».

    Ответственные за выпуск:
    Департамент статистики труда и уровня жизни
    Директор департамента:
    Н.Белоносова
    Тел. +7 7172 749022
    Исполнитель:
    С.Керейбаева
    Тел. +7 7172 749806
    E-mail: s.kereibayeva@aspire.gov.kz
    Адрес:
    010000, г.Астана
    пр. Мәңгілік ел, 8
    Дом Министерств, 4 подъезд
    Онлайн консультант